Каким образом проходят логопедические занятия?
Система логопедической помощи строится следующим образом:
Первоначально проводится диагностика речевых нарушений. Диагностика - это определение сущности причин какого-либо речевого нарушения, и в результате выявления причин и оценки имеющегося речевого статуса, разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут по восстановительному лечению речевой патологии с учетом резервных возможностей ребенка. Далее проводится уже соответствующая коррекция.
Коррекционная работа строится поэтапно и в ее структуре выделяется 3 основных этапа:
1 этап: Подготовительный
На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы. Сроки этого этапа различны, они определяются возрастом детей, уровнем их речевого и интеллектуального развития, механизмом нарушения.
В содержание подготовительного этапа включаются следующие направления работы:
1) Формирование умений и навыков по опознанию и дифференциации фонем в речевом потоке.
Основная задача: формирование у ребенка четкого слухового образа звука
2) Формирование артикуляторных умений и навыков
Работа по данному направлению ведется в виде артикуляторной гимнастики. Детям для выполнения предлагаются определенные упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба.
В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент в отдельности, тормозятся непроизвольные движения, которые дифференцируются с правильными, нужными.
3) Развитие общеречевых умений и навыков
Работа по этому этапу проводится в виде различных артикуляторных, дыхательных и голосовых игр.
2 этап: Основной (Формирование первичных произносительных умений и навыков)
В содержание этапа включаются следующие направления работы:
1) Формирование правильного артикуляции звука (Постановка звука)
2) Автоматизация звука, т.е. постепенное введение звука в речь
Автоматизация имеет свою последовательность и реализуется через принцип от простого к сложному:
-автоматизация изолированного звука
-автоматизация звука в слогах
-автоматизация звука в словах
-автоматизация звука в предложении
-автоматизация звука в тексте
-автоматизация звука в спонтанной речи
3) Дифференциация (различение) звуков
Дифференциация звуков проходит по той же схеме, что и автоматизация.
3 этап: Заключительный
На этом этапе осуществляется формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.
Эта работа организуется, как правило, при проведении сюжетно-ролевых игр, инсценировок и т.д.